В Москве построят мечеть, рассчитанную на одновременное присутствие 40-60 тысяч верующих. Она станет крупнейшей в России, а среди мусульманских храмов стран СНГ будет уступать размерами только мечети, возводимой сейчас в Душанбе по инициативе президента Туркменистана Эмомали Рахмона.
Для тех, кто оплакивает медленное, но верное превращение Москвы в нерусский город, остается утешиться лишь тем, что новая мечеть будет построена не в центре, а на окраине. Правда, обязательно рядом с какой-нибудь станцией метро и хорошим подъездом для личного и общественного транспорта.
Как сообщает газета «Известия», Духовное управление мусульман Москвы и Центрального региона подало московским властям документы на получение земельного участка для строительства новой соборной мечети и культурного центра. По словам заявителей, у них уже состоялась встреча со столичным градоначальником Сергеем Собяниным, на которой они пришли к полному взаимопониманию.
Власти Москвы, рассказали изданию в мэрии, действительно приняли от заявителей проект мечети и отдали его на согласование в Москомархитектуру. Градостроители должны будут найти подходящее место для возведения столь грандиозного храмового комплекса.
По словам заместителя председателя Центрального духовного управления мусульман России Альбира Крганова, которые приводит издание, в Москве и области сейчас проживают несколько миллионов мусульман, и четыре ныне действующих в Москве мечети – это крайне мало. Потому новая мечеть очень необходима. Причем, если ранее мусульманские духовные лидеры вели разговоры о строительстве нескольких новых мечетей, то теперь предлагают построить одну, но зато огромную.
«Для решения проблемы пятничных служб, - говорит Крганов, - если идти путем создания квартальных мечетей на 1,5-2 тыс. человек, надо построить как минимум 10 мечетей. Надежда есть, но, зная ситуацию, это сейчас нереально. Поэтому просим дать участок под соборную мечеть и комплекс на несколько десятков тысяч человек, который не мешал бы горожанам. Этот вариант был бы оптимальным для решения этой проблемы».
Источник издания в Москомархитектуре подтвердил, что проект пока рассматривается градостроителями и подбирается место, где бы могла быть построена мечеть. Официально ведомство заявляет, что проект еще не согласован, а место не выбрано.
ЦДУМ уже подготовило проект мечети и культурно-религиозного комплекса. Выбран традиционный для столичных мечетей стиль - смесь московского зодчества с татаро-башкирским компонентом. В организации надеются, что мечеть станет новой московской достопримечательностью и приходить к ней будут не только мусульмане, но и граждане, исповедующие другую религию.
Стоимость проекта пока неизвестна. Для сравнения: на строительство мечети в Душанбе на 50 тыс. прихожан власти Таджикистана выделили $100 млн.
Поскольку инициатором проекта являются Центральное духовное управление мусульман России (с которым у Московского патриархата налажены межконфессиональные связи), а не Союз муфтиев России (с которым РПЦ находится в конфронтации и который несколько лет назад тоже задумал возвести грандиозную мечеть – но только не на окраине столицы, а в ее историческом центре), Русская церковь не стала противиться его реализации.
«Я не вижу ничего предосудительного в строительстве новой мечети», - сказал изданию глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин. Правда, при этом добавил: «Но если смотреть с точки зрения недовольства жителей, то тут точно надо знать площадку, где будет возведен храм».
В настоящее время в Москве официально функционируют четыре мусульманские мечети - Соборная мечеть (Выползов переулок), Историческая мечеть (ул. Большая Татарская), Мемориальная мечеть на Поклонной горе и мечеть Ярдям (р-н Отрадное). Правда, как пояснял сравнительно недавно «Русской линии» известный исламовед Роман Силантьев, «мечетей в городе около сотни. В каждом районе Москвы они распределены равномерно, в Интернете быстро можно найти два десятка их адресов, есть также масса малых молелен».
Так что «вопрос строительства новых мечетей в Москве, - считает эксперт, - носит надуманный характер, поскольку большинство находящихся в столице мусульман – это мигранты, а не граждане России и не москвичи. Коренных московских мусульман, которые здесь живут, не более полумиллиона, что составляет менее 5 процентов населения».
По словам Силантьева, попытки использовать такие праздники, как Ураза-байрам, с целью показать многочисленность московских мусульман, не новы. «Дело в том, что на крупные праздники, как правило, собирается значительно больше людей, чем в простые пятничные молитвы. Это касается и христиан. Если бы Русская православная церковь по такому же принципу требовала себе строить новые храмы, то для того, чтобы вместить всех желающих на пасхальную службу, в Москве потребовалось бы возвести не 200 новых храмов, а более 5 тысяч», – подчеркнул исламовед.
«Даже в мусульманских странах мечети не рассчитаны на людей, которые готовы туда прийти в праздник. Приняты молитвы на природе, на стадионах, в каких-то иных местах, предназначенных для массового скопления людей. В квартальные мечети обычно не ходят по таким случаям, потому что надо и проповедь послушать. А тех мечетей, в которых читают проповеди (пятничных мечетей) резко меньше, чем повседневных квартальных, там идет служба другого типа, в них собираются раз в неделю и на праздники, естественно, они не могут вместить всех людей», – отметил эксперт.
«Чтобы мечеть вместила 15 тысяч человек, она по площади должна быть в 4 раза больше храма Христа Спасителя. То есть чтобы вместить те 60 тысяч, которые пришли к соборной мечети в Москве, нам надо построить мечеть больше, чем Олимпийский, значительно больше. Но ведь это нонсенс», – заключил ученый.
Тем не менее новая огромная мечеть в столице России, судя по всему, в недалеком будущем все же появится. А пока к празднику Ураза-байрам, который мусульмане отметят в это воскресенье, московские власти подготовили три дополнительные площадки для молитвы.
«По данным Главного управления МВД России по городу Москве, на каждый из двух праздников в 2009 году приходило в среднем по 70 тысяч человек, в 2010-м - по 100 тысяч, а в 2011 году общее число молящихся во время праздника Ураза-байрам превысило 126 тысяч человек», - рассказал в интервью «Интерфакс-Религия» замглавы Управления по связям с религиозными организациями Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями столицы Антон Игнатенко.
По его словам, сегодня очевидно, что на имеющихся площадках проведение столь массовых мероприятий становится все более проблемным. В этой связи он напомнил о появившейся в последнее время в Москве практике проведения богослужений не только в мечетях, но и на дополнительных временных местах. В этом году также предполагается празднование Ураза-байрама на нескольких площадках.
Совместно с мусульманами представители департамента объездили несколько десятков мест, но большинство из них было отвергнуто, в основном по соображениям безопасности молящихся и других граждан в этих районах. Однако выбранные места, по мнению Игнатенко, оказались «весьма удобны для проведения праздника». «Что, пожалуй, более важно, - мусульманские лидеры Москвы придерживаются того же мнения. Жилья в непосредственной близости нет, что позволит максимально избежать неудобств для местных жителей», - добавил чиновник.
Одновременно он призвал мусульман не превращать молитву «в нечто противоположное - митинговать, выкрикивать, держать, распространять какие-либо лозунги или символику запрещенных организаций», не приносить холодное оружие или «кое-что похуже». «Мусульманам в Москве на Ураза-байрам будет открыт «зеленый свет» для молитвы, и именно для нее. Они смогут комфортно и спокойно помолиться; стоит ли искушать судьбу...» - сказал Игнатенко, попросив у горожан терпения, понимания сложившейся на несколько часов ситуации и уважения к последователям ислама, которые «молятся Богу по-своему».
Напомним, в прошлый Ураза-байрам массовое скопление мусульман в районе, примыкающем к старой Соборной мечети Москвы, было обусловлено тем, что кто-то их туда специально направил. Ведь в остальных мечетях города – и об свидетельствовали фоторепортажи – никакого столпотворения не наблюдалось. А в прилегающих к старой Соборной мечети улицах скопившиеся там десятки тысяч мусульман – преимущественно молодых и не очень-то умеющих говорить по-русски – перекрывали движение транспорта, доставляя москвичам массу неудобств.