(тезисы к Международной Конференции "Геополитика многополярного мира" 7 октября 2011. Социологический факультетт МГУ)
Часть 1. Философия многополярности
Для построения многополярного мира нужна новая философия. Политическая, социальная, историческая.
Эта философия должна исходить из следующих фундаментальных принципов:
· социологический максимализм (холизм, Л.Дюмон), отказ от методологичсекого индивидуализма;
· антропологический плюрализм (сколько обществ и культур, только и определений человека), отказ от нормативизма (в частност и, от концепта «прав человека», «естественных прав», «эгалитаризма»);
· плюриверсальность (С.Латуш, А.де Бенуа), отказ от универсализма;
· общество может быть только конкретным (мы-группа/они-группа, mora Самнера), отказ от концепта «абстрактного общества» как всоебщего эквивалента, образца, базовой модели;
· этносоциологизм/культурная, социальная, структурная антропология (Боас, Турнвальд, Эванс-Причард, Леви-Стросс), вместо убежденности в строгой последоватлеьности фаз развития, обязательных для любого общества;
· реверсивность исторического процесса, против идеи прогресса;
· не-аристотелева логика (Китаро Нишидо, инь-ян, Брентано), против аритотелевской логики,
· цивилизационная феноменология (Гуссерль), против «цивилизации» в единственном числе и пары цивилизация/варварство;
· монадиальность (Лейбниц), общество как конкретная монада, против общей социологии, приписываюшей свойство нормативности западно-европейским обществам;
· конкретная компаритивистика против евроцентризма (как частного сулчая этноцентризма и имплицитного расизма).
Эта философия должна быть в общих чертах создана и обрисована всеми, кто стремится к построению многополярного мира. Без не многополярного мира не будет. У новой многополярности пока нет плана, нет идейной базы. Она должна быть.
Часть 2. Теория многополярности в контексте существующих теорий МО
1.Многополярность как теория отсутствует и в современных МО. В рамках нынешних подходов у нее нет места.
2. Основные теории МО – реализм, либерализм (идеализм), неомарксизм, а также постмодернистская критика. Реализм не подходит лоя теории многополярности, так как оперирует с базовой категорией национальных государств. Либерализм не подходит, так как берет за основу сблизения стран западоно-европейскую либерлаьно-капиталистическую модель гражданского общества. Неомарксизм не подходит, так как рассмотривает миро-систему (Валлерстайн) как глобальный капитал (богатый Запад) и глобальный труд (бедный Юг), игнорируя важнейшую для нас зону полупериферии (см. первый семинар по 4ПТ в прошлом семестре). Постмодернизм критикует реализм и либерализм в рамках общей критики Модерна, и в этом он интересен. Но позитивного сценария не предлагает, утверждая вместо «мирового порядка» (последнее слово Модерна) «мировой беспорядок» (общество криска – У.Бека, например – см. семинар по Постгеополитике первого семестра. Сборник Левиафан I).
3. Теория многополярности по сути должна стать новой теории МО, наряду с существующими.
4. В центре теории многополярности стоит концепция Полюса. Этим полюсом является в отличие от других теорий МО не госдуарство, е гражданское обещство, не экономические категории (труд/капитал), не индивидуумы, но цивилизации, как радикально новые субъекты миропорядка. Цивилизации транс-государственны. Их количество качественно меньше количества государств, но больше, чем 2 или даже 3. Таксономия цивилизаций может быть выстроена на двух уровнях: глобально-пространсвтенном и локально-пространственном. Глобально-пространственный уровень можно уподобить роду. А локально-простарнственный виду. Об этом чуть подробнее в 3 части (о квадриполярности).
4.Особенности и отличия многополярной теории в срвнении с другими версиями МО таковы.
· в отличие от реалистов, она оперирует не с национальными государствами, а с цивилизациями, которые признаются в качесвте главных акторов МО;
· но в согласии с реалистами, теория многополярности признает хаотическую природу МО в сфере между акторами-цивилизациями, то есть придает акторам-цивилизациям признак суверенности;
· в отличие от либерализма теория многополярности не признает либерал-капиталистической системы, как универсальной базы интеграции;
· но в согласии с идеалистами (лучше называть их так, а не либералами), допускает интеграицонные процессы на сонове сходства конкретных цивилизационных ценностей, однако в локальном масштабе границ этих цивилизаций (то есть в в границах конкретной цивилизации могут быть и не хаотичсекие, но рациоанлизированные процессы интеграции);
· у неомарксистов теория многополярности отбрасывает экономический детерминизм, убежденность в том, что разделение труда и противоречия между иТрудом и Каиатлом являются основой миро-сисстемы и полит-эконмической геогарфии глобального мира (вместе с имплицитной убежденностью в победу интернаицоизма на обоих полюсах – капиталистическом (богатый Север) и пролетарском (бедный Юг), вместо этого утверждая обратимость экономико-географиечсикзх процессов (см. Семинар о Валлерстайне);
· но в согласии с неомарксистами признает несправедливость существующей однополярной миросистемы (в полюсом в «богатом Севере»), отвергает ее правомочность и призывает бороться с ней;
· в отличие от постмодернистов в МО, теория многополярности отвергает перенос центра внимания к суб-государственным акторам и гражданскому обществу, гипер-индивидуализацию и космополитизм, а также миксофилическую обсессию (рлним словом, ультра-глобализм или альетраглобализм);
· но в согласии с постмодернистами теория многополярности критикует существующую МО, основанную на принципах Модерна, метафоре государство=индивидуум.
Часть3. Квадриполяризм и большие пространства
1. На практике многополярная теория может быть представлена через квадриполярный проект.
2. Квадриполяризм (четырехполюсный мир) представлет собой районирование земнго шара на 4 зоны: Американскую, Евро-Африканскую, Евразийскую и Тихо-Океанскую). Эти 4 зоны призваны к меридианальной интеграции. Они и есть 4 главных полюса, междку которыми следует установить (относиельный) политико-эконмичсекий и воено-стратегический баланс. Это 4 рода цивилизаций. 4 мета-цивилизации-геноса.
3. Каждая зона делится на виды или суб-зоны. Они соответствуют более строго понятию цивилизация или конкретная цивилизация. Это главные акторы многополярной теории. Выстраивание баланса между ними должно идти параллельно выстраванию баланса между зонами-родами. Эти цивилизации-виды, цивилизации-эйдосы. Им соответствует концепт К.Шмитта «большое пространство». В данном случае «больше пространство» следует рассматривать как конкретный «пре-концепт» основы теории многополярности (см. наш семинар по Шмитту в Левиафане I )
4. В каждой зоне (полюсе квадриполояризма) можно выделить несколько цивилизаций-эйдосов.
В Америкакнской мета-цивилизации-геносе: Северо-Американскую (включая Австралию) и Латино-Американкую (иногда в отдельное большое пространство помещают «ЦЕнтральную Америку», в целом примыкаюцщей к Южной Америке и латино-американской цивилизации.
В Евро-Африканской цивилизации-эйдосе: Европа (уже интегрированная), арабский мир (Арабистан) и Транссахарскую Африку.
В Евразии: РОссию+ страны СНГ (Евразийский Союз), страны континентального ислама (Турция, Иран, Афганистан, Пакистан), ИНдию.
В Тихоокенском регионе: Китай, Японию и зону других Дальневосточных и тихоокеанских государств, так или иначе испытывающих влияние Китайско-Японского кондоминиума.
5. Границы между мета-цивилизациями и цивилизациями, родами (геносами) и вилами (эйдосами) многополярного мира должны быть гибкими и допускать зоны смешанного влияния. От концепта границы-линии (Модерн и МО Модерна) переходим к границе полосе (премодерн/постмодерн).
Заключение.
Альтернативой существующему миру является только многополярный мир, описанный выше.
Дугин А.Г, Теория Многополярного Мира, Журнал "Геополитика"