Переведен доклад польского политолога Петра Грохмальского, прозвучавший на встрече со студентами Торуньского университета.
Представляем к вниманию наших читателей доклад «Распад России» польского доктора политических наук, бывшего военного корреспондента в Афганистане, Армении и Чечне Петра Грохмальского (Piotr Grochmalski), прозвучавший на встрече польских политологов со студентами Торуньского университета.
- Я бы хотел сегодня затронуть проблему, которая может показаться неожиданной. Давайте сопоставим между собой некоторые события последнего времени. Такие, как, например, то, что, по последним данным, «Роснефть» стала крупнейшей нефтяной компанией мира, Россия становится всё более активной на Ближнем Востоке или тот факт, что Россия собирается принять самое активное участие в разделе натуральных богатств в регионе Арктики.
Когда я задумывался, какую тему затронуть, то, с учётом появления новых направлений в геополитике, уделяющих особое внимание евразийскому региону, я решил затронуть вопрос, связанный с нынешним положением России, опираясь на перспективу, с которой эта страна рассматривается очень редко. Обычно Россию показывают иным образом, а я хочу показать несколько другой характер, геополитическим характер современной России.
Первое моё положение не совсем моё. Это заключение другого учёного, украинского происхождения. Короче говоря, речь идёт, если так можно сказать, о принципиальном конфликте между концепцией империалистического государства и устремлениями российского общества. Эффект этого столкновения дважды привел к тому что Россия - единственная империя, которая на протяжении двадцатого века дважды подвергалась распаду.
Обычно на этот факт не обращают внимание. И тут возникает принципиальный вопрос: действительно ли это была своего рода историческая случайность, или в основе этих двух событий лежали принципиально подобные причины?
Я полагаю, на основании геополитического и исторического анализа, что в основе лежало принципиальное противоречие между стремлением российского общества к повторению определённого исторического процесса, характерного для западной Европы – т.е. создания национального государства – и формулой империалистического государства.
Первым эффектом этого было крушение царской России. Я хочу обратить внимание на то, как невероятно быстро рухнула эта вторая в то время по величине империя. Рассмотрим ситуацию, связанную с распадом Советского Союза. Поразительно, но СССР развалился с той же легкостью, как и царская Россия.
Сопоставим между собой три события: первое это провозглашение независимости России. Каждый геополитик понимал, какая возникает перспектива, если Россия решилась покинуть Советский Союз. Этого государства уже нет. Если главная, стержневая республика выходит из состава СССР, то уже нет шансов на дальнейшую интеграцию страны. Этот процесс привёл в действие мощные силы, результатом действия которых стал путч Янаева в 1991 г., когда на улицы Москвы выходят десятки тысяч человек, а трое москвичей гибнут под гусеницами танков.
Сравним эти события с отречением Горбачёва 25 декабря того же года – улицы Москвы абсолютно пусты, никто не выходит протестовать, хотя это означало окончательны распад СССР. А ведь это означало также и исчезновение третьего по численности народа мира – советского народа, который многие западные и советские ученые всерьёз рассматривали как настоящий народ.
Народ исчез буквально за несколько дней. И никто не выступил в защиту этого народа, что подтверждает вышеприведённую идею. После распада появляется Россия, которая в понимании многих людей на свете является единым геополитическим пространством. В процессе распада СССР и появления России несколько субъектов последней получают статус республик, а Чечено-Ингушетия распадается на две республики. Добавим к этому автономные округа.
Россия оказывается в новой ситуации. С самого начала возникла серьёзная геополитически проблема: напряжённые отношения между русскими, составляющими 80% населения и национальными автономными образованиями. Затем, в июне 1992 г. из Чечни выходят российские войска. Это означает, что Чечня становится как будто бы суверенным государством. Татарстан решается подписать федеративный договор на особых условиях. Становясь как бы равноправным с Россией партнёром по созданию нового государства.
Русские отдают себе отчёт, что будет очень трудно решить эту проблему: мы являемся доминирующим этносом, а нам в наследство достаётся труднопреодолимая ситуация.
С точки зрения обсуждаемых проблем, Россия – это маленький Советский Союз. На территории России можно выделить три геополитических региона: это Кавказ с целым букетом автономных республик, второй - это регион шести республик с немалым по площади Башкирией во главе, простирающихся практически от окрестностей Москвы до границ с Казахстаном. Соседний с Башкирией Татарстан вдвое меньше по территории, но для второго по численности народа России татар Казань является столицей, в том числе и религиозной. То есть под Москвой имеется группа республик, занимающая территорию более-менее такую, как Польша. В Татарстане уровень насыщенности инфраструктуры очень высок, а уровень урбанизации такой, какого нет во многих странах Европы. Все эти республики имеют высокий уровень экономического развития.
И наконец, Якутия и пояс республик, лежащих вдоль границы с Казахстаном, Монголией и Китаем. Среди них Алтай, статус которого был поднят до уровня республики. Возникает серьёзная дилемма. С которой Ельцин не мог справиться. Иного выхода кроме как создания национальных республик и тем самым усиления сепаратизма просто не было. Во всех этих республиках, за исключением четырёх, постоянно растёт процент коренного населения и снижение уровня русского населения. Особенно это касается Дагестана, Чечни и Ингушетии, где русские составляют 1-3%.
Новый президент пытается коренным образом повлиять на сложившееся положение. Путин применяет новую стратегию, проведя своим распоряжением новое административное деление государства. Речь идёт даже не о создании федеральных округов, а о введении должности полномочных представителей. Их полномочия не вполне ясны, но в их число входят генералы армии и ФСБ. В Центральном федеральном округе, составляющем едва 4% территории, сосредоточено 27% всего населения страны и нет никаких автономных образований. В Центральном и Приволжском округах, занимающих 10% территории, сосредоточено 50% населения.
В идее создания округов столкнулись две логики: с одной стороны логика федеративного государства, а с другой – логика централизма. Вслед за этим решением проследовала ликвидация целого ряда автономных округов. Я ничего не буду говорить о китаизации многих регионов России, где число китайцев значительно выросла, это отдельная тема. Я хочу отметить, что существующие напряжения и противоречия между двумя тенденциями – федерализмом и центризмом – могут привести к ситуации, которая вызвала распад России и СССР.
Существует много схем, каким образом наступит распад России, в том числе созданных и российскими исследователями. Стоит отметить, что в момент ликвидации автономных округов Путин предпринял попытку ликвидировать и республику Адыгею. Решение казалось простым, так как в республике проживает значительный процент русского населения. Но протесты местных жителей и лично президента республики едва не закончились кровавыми столкновениями. Попытка не удалась. В результате всего этого был создан восьмой федеральный округ – Северо-Кавказский, в котором русские составляют лишь 31% населения, а 69% это по преимуществу мусульмане.
В конце я хочу сказать, что серьёзной проблемой нынешней ситуации в России является потенциальная неожиданность, которой может стать распад России. Интересно отметить при этом, что единственная модель распада СССР была представлена в 1986 г. не политологами, не геополитиками, а социологом Рэндаллом Коллинзом, и она точно совпадает с теми регионами небезопасности, которые превосходно видит и российская элита.
Аналитический отдел ИАП Azglobus.net